Традиционно отдых на воде является самым популярным досугом в летнее время. Приятно с утречка на лесном озере закинуть удочку, в полуденный зной окунуться в прохладную речку, а вечером понежить свои тучные телеса под ласковым крымским солнышком. Посещение пляжа, рыбная ловля или речной сплав – в любом случае резиновая надувная лодка разнообразит ваш отдых.
На первый взгляд выбрать надувную лодку не составит никакого труда — устраивает цена и количество посадочных мест, значит, эту модель и нужно купить. Спешу разочаровать, но универсальных плавсредств не бывает, одни достоинства в определённых условиях становятся недостатками в других, что может негативно сказаться на безопасность поездок.
Какую надувную лодку выбрать
Главные критерии при выборе лодки это даже не цена или производитель, а предполагаемые условия эксплуатации туристического снаряжения. Вам необходимо как можно точнее сформулировать цели: «для чего?» и «где?». Если вы собираетесь ловить рыбу на небольших озёрах, то достаточно небольшой китайской лодки ПВХ со сланями. Если намечается семейный отдых с детьми на море, то лучше купить RIB-катер, речь о котором пойдёт ниже.
Итак, рассмотрим основные технические характеристики надувных плавсредств, которые влияют на эксплуатацию и соответственно на выбор лодки.
Материал
В основном для производства надувных лодок используют хайпалон и поливинилхлорид (ПВХ). Первый материал износоустойчивый, обладает хорошей сопротивляемостью химическим веществам и ультрафиолетовому излучению. Поливинилхлорид не такой прочный, но гораздо дешевле и его легче починить. Если вы не планируете часто эксплуатировать изделие, то лучше выбрать лодку из ПВХ.
Плотный материал увеличивает вес маломерного судна, но его применение позволяет повысить водоизмещение и допустимую мощность двигателя. И всё-таки ориентироваться следует не на материал и способ изготовления швов (сваренные, клееные, внахлёст, встык), а на гарантию производителя. Чем больше срок, тем выше качество и надёжность изделия.
Ручная или моторная тяга?
Почти все изделия комплектуются вёслами с алюминиевым или деревянным веретеном. Материал имеет значение при транспортировке лодки – алюминиевые вёсла легче, но на удобство гребли больше влияет тип уключин. Пользоваться исключительно вёслами целесообразно на небольших водоёмах для перемещения на малые расстояния.
Чтобы идти под вёслами на большом водоёме нужно обладать хорошей физической формой, иначе ветер и течение сведут на нет все усилия. Если проверка на выносливость не ваша цель, то на лодку лучше купить подвесной мотор.
Выбор размера надувной лодки
Передвигаться на большой гребной лодке с ручной (вёсельной) тягой довольно тяжело, как и осуществлять её доставку к месту отдыха. При выборе соизмеряйте габариты судна со своими физическими и транспортными возможностями.
Для моторных плавсредств критерии те же: чем оно больше, тем мощнее должен быть двигатель. По остальным характеристикам (пассажировместимость, мореходность, устойчивость, грузоподъёмность, количество независимых баллонов) большие лодки однозначно выигрывают.
Обратите внимание на грузоподъёмность, которая указана в паспорте и на самом изделии. Общий вес людей и туристического снаряжения не должен превышать этот показатель. А вот заявленное производителем количество пассажиров, которые могут с комфортом разместиться в лодке, чаще всего преувеличенное. Обычно в 2-х местной лодке грузоподъёмностью 220 кг нормально помещается лишь один человек с небольшим багажом (из личного опыта).
Недостатки крупных плавсредств: высокая цена, большие размеры и вес, трудности с хранением, доставкой и сборкой. Маломерные судна длиной до 2,6 м много места в квартире не занимают и переносятся в сумке-рюкзаке. Хозяину легковой машины и гаража можно выбрать надувную лодку до 3,3 м. Для плавсредств свыше 4 м уже понадобится лодочный прицеп.
Транцы под двигатель
Элемент в кормовой части надувной моторной лодки, на который крепится двигатель, называется транцем. Существует два типа – навесной и стационарный транцы. От его прочности и надёжности крепления зависит, какой мощности мотор можно эксплуатировать.
Навесной транец предназначен для установки маломощных (до 2 л.с.) электрических моторов на небольших гребных лодках. Более мощные двигатели использовать с навесным транцем небезопасно. Его крепление осуществляется путём установки в специальные пазы на корме с фиксацией стяжками или винтами. Рекомендуется для рыбной ловли и лодочных прогулок.
Присутствие в конструкции лодки стационарного транца является основным визуальным отличием моторного судна от гребного плавсредства. Жёсткость и надёжность крепления позволяет использовать на таких лодках двигатели с большей мощностью. Рекомендуемая мощность указывается производителем в руководстве по технической эксплуатации изделия.
Лодочное дно
В зависимости от строения днища различают плоскодонки и килевые надувные лодки. Судно с плоским дном больше зависит от силы ветра и течения, менее устойчиво во время движения, его сложнее удержать на выбранном курсе. Но такое плавсредство легче, обладает хорошей устойчивостью на стоянке и стоит относительно недорого.
Небольшие конструктивные изменения и дополнительный продольный баллон на днище делают из обычной плоскодонки килевую лодку. Тот, кто решит выбрать надувную лодку с килем, получит следующие преимущества: лёгкость в управлении, лучшую мореходность и скоростные качества. Соответственно цена и вес килевого плавсредства по сравнению с плоскодонкой больше, а устойчивость на стоянке хуже.
Палуба
Удобство пребывания людей в надувной лодке во многом зависит от вида палубы. Различают три основных типа:
Сланевый настил. Комплект из нескольких плоских прямоугольников влагостойкой фанеры, которые укладываются на днище с небольшими промежутками. Жёсткость такой палубы хоть и не идеальна, но гораздо выше, чем голое резиновое дно. К тому же это самый дешёвый вариант.
Сплошной настил. Разборная конструкция из водостойкой фанеры или алюминия. Фанерный настил привлекает невысокой ценой, но алюминиевый существенно легче. Такой тип палубы позволяет уверенно держаться на ногах.
Надувная жёсткая палуба. Самый дорогой вариант, сочетающий лёгкость и жёсткость конструкции. Представляет собой плоский надувной баллон на дне лодки, в котором при накачке создаётся высокое давление. Если выбрать такую надувную лодку, то это позволит существенно уменьшить общий вес судового комплекта.
RIB-катера
Комбинированный тип судна с надувными бортами, жёстким килеватым корпусом и палубой, на которую можно установить рулевое управление, удобные кресла, аккумулятор, бензобак, помпу, поместить туристическое снаряжение и другое оборудование. Фактически это лёгкий непотопляемый катер, обладающий к тому же большой грузоподъёмностью и отличными мореходными качествами. Такое плавсредство несложно вытащить на берег.
RIB-катера отличаются высокой безопасностью, приличной скоростью и удобством эксплуатации. Они дороже надувных лодок, но дешевле полностью жёстких катеров. Часто используются силовиками и спасателями, хорошо подходят для семейного отдыха на море. Из недостатков: высокая цена и сложность хранения – понадобится место у причала, эллинг или отдельный гараж с лодочным прицепом.
Полезные советы:
• Проанализируйте конструкцию и комплектацию надувной лодки, которую собираетесь купить. Нехватка некоторых, казалось бы, пустячков сильно сказывается на удобстве пользования плавсредством.
• В судовом комплекте иногда попадаются насосы с одним отверстием для нагнетания воздуха. Поэтому вы не сможете откачать воздух из баллонов, чтобы компактно упаковать лодку. Отсутствие ручек для её переноски тоже приятным сюрпризом не назовёшь.
• Обратите внимание на конструкцию уключин. Лучшее решение — уключина карданного (штыревого) типа, крепление «ухо» ненадёжно и со временем может порваться, существуют плавсредства и вовсе без уключин.
• При выборе многоместной надувной лодки уточняйте количество скамеек (банок) в комплекте. Базовый вариант некоторых моделей предполагает наличие только одного сиденья, а остальные покупаются отдельно. Тоже можно сказать про другие полезные вещицы: накладки на банки, носовой тент, непромокаемые сумки-карманы, которые крепятся под сиденьями, бортовые реллинги и прочее.
• Не помешает в моторной надувной лодке сливной клапан (отверстие), который обычно устанавливают в нижней части транца или на дне. С его помощью легко избавиться от попавшей внутрь воды не переворачивая судно.
Вывод
Как видите универсальных суден не существует. Планируете ловить рыбу на небольшом водоёме – покупайте небольшую вёсельную ПВХ лодку со сланевым настилом. Решили летом отдохнуть с детьми на море — нужно выбрать надувную лодку размером покрупнее с жёсткой сплошной палубой. Для больших расстояний и водоёмов рекомендуется использование килеватой лодки с мощным двигателем.
Попробуйте лишь поменять вид отдыха, как вам захочется выбрать совсем другую надувную лодку. Если вы сомневаетесь в выборе или предполагаете многоцелевую эксплуатацию, то оптимальным решением будет моторная лодка длиной 3,3-3,5 метров с килем, стационарным транцем и сплошным алюминиевым настилом. А по-другому пока никак, якорь мне в… бухту!
Гидроциклы
Гидроциклы (водные мотоциклы, скутеры,«аквабайки») – тип водного транспортного средства, рассчитанного на одного, двух или трех человек. Гидроциклы – глиссирующие суда, оснащенные водометными движителями.
Появление гидроциклов связано с развитием моторостроения. Первым появлением гидроциклов считают разработку самоходных водных лыж в 1968 году компанией Бомбардиер, однако, не найдя достойного применения для своего детища, канадцы временно приостановили свои изыскания в области водных мотоциклов, чем не преминули воспользоваться японцы из Кавасаки.
Существуют два наиболее распространенных типа гидроциклов – для езды стоя (стэндапы) и для езды сидя. Стоячие гидроциклы предназначены исключительно для занятий водным спортом и выполнения акробатических элементов. Стэндапы сложны в управлении и требуют определенного навыка при вождении. Гидроциклы, оснащенные сиденьем (сиденьями) тоже используются для спорта, однако за их преимущества их используют некоторые службы и компании.
Преимущества гидроциклов состоят в основном в их небольших размерах, малой осадке и высокой скорости передвижения. Использование гидроциклов в служебных целях позволяет быстро добраться до места назначения. Кроме того, малая осадка и водометный движитель способствуют использованию гидроциклов в водоемах с отмелями, однако стеклопластиковый корпус подавляющего большинства водных мотоциклов требует при езде по мелким водоемам аккуратности.
Конструктивно, гидроцикл собран из двухсекционного корпуса, рулевым управлением, совмещенным с органами управления двигателем, двигателем и водометной установкой. Практически все гидроциклы оснащаются страховочным тросиком, один конец которого удерживает нормальноразомкнутую кнопку в цепи зажигания, а второй конец крепится на руку или за спасательный жилет наездника. Если человек падает с гидроцикла, тросик освобождает кнопку, размыкающую цепь зажигания и двигатель водного мотоцикла глохнет. Сделано это из соображений безопасности – чтобы гидроцикл не продолжил неуправляемое движение.
Водометная установка, применяемая на гидроциклах, аналогична лодочным водометам и включает сопло, импеллер – скрытый в водоводе гребной винт и сам водовод.
Руление по курсу обеспечивает поворотное сопло, реактивная тяга которого, направленная в сторону отклоняет гидроцикл в противоположное направление. У некоторых водных скутеров сопло имеет смещение не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной, что позволяет спортсмену делать прыжки над водой и заныривать в воду.
Большинство гидроциклов оснащается двух- или четырехтактными двигателями, мощностью от 70 до 300 л.с. Водный мотоцикл способен развивать скорость до 120 км/ч.
Гидроциклы (водные мотоциклы, скутеры,«аквабайки») – тип водного транспортного средства, рассчитанного на одного, двух или трех человек. Гидроциклы – глиссирующие суда, оснащенные водометными движителями.
Появление гидроциклов связано с развитием моторостроения. Первым появлением гидроциклов считают разработку самоходных водных лыж в 1968 году компанией Бомбардиер, однако, не найдя достойного применения для своего детища, канадцы временно приостановили свои изыскания в области водных мотоциклов, чем не преминули воспользоваться японцы из Кавасаки.
Существуют два наиболее распространенных типа гидроциклов – для езды стоя (стэндапы) и для езды сидя. Стоячие гидроциклы предназначены исключительно для занятий водным спортом и выполнения акробатических элементов. Стэндапы сложны в управлении и требуют определенного навыка при вождении. Гидроциклы, оснащенные сиденьем (сиденьями) тоже используются для спорта, однако за их преимущества их используют некоторые службы и компании.
Судоходство на Днепре и Днестре существовало еще в античные времена. В эпоху раннего средневековья по Днепру проходил первый в Европе трансконтинентальный транспортный коридор - путь «из варяг в греки», связывавший страны Европы с ближневосточным регионом.
Удачное географическое расположение Украины позволяет развивать не только внутреннее, но и международное судоходство. Учитывая относительную дешевизну перевозок водным транспортом, эта отрасль считается одной из наиболее прибыльных. Она стремительно развивается в Западной Европе, но в Украине, к сожалению, продвигается более медленными темпами.
Конечно, в первую очередь необходимо начинать с себя! Школа судоводителей. Каждый из нас соблюдая правила и бережно относясь к водным ресурсам, которыми богата Украина, вносит на первый взгляд невидимый, но по своей сути неоценимый вклад в развитие судоходства и судовождения в нашей стране!!!
Все в наших руках!!!!!!
04086 Украина, г. Киев, ул. Ольжича, 14-Б
(096) 929-80-91
(096) 929-80-91