В современном катере есть масса систем, требующих обслуживания как во время эксплуатации, так и сезонно. Это системы:
- силовая установка;
- система энергообеспечения (генератор, инвертор, аккумуляторы);
- водяная система (питьевой воды);
- система подогрева воды;
- система сброса воды (для душа);
- фекальная система.
Рассмотрим наиболее популярную силовую установку Mercruiser Alpha 1 с двигателем обьемом 5.7 литра. Остальные силовые установки обслуживаются примерно так же, с незначительными отклонениями.
По окончании сезонной эксплуатации в двигателе меняется масло. Делается это для того, чтобы влага, находящаяся в масле не провоцировала коррозию внутренних деталей двигателя. Многие спрашивают - откуда вода в масле. Конечно, масло малогидроскопично, но все же впитывает влагу. Дело в том, что влаги внутри двигателя очень много. Как она туда попадает? Двигатель работает, разогреваясь до 80-90 градусов. После остановки двигателя он остывает, а из-за близости холодной воды (от внутренних частей двигателя до воды, находящейся в системе выхлопа, всего 50-60 см) выпадает роса. Далее капли воды попадают в масло. Именно поэтому рекомендуется замена масла. Естественно, одновременно с заменой фильтров - масляного и топливного. При замене топливного фильтра не забывайте, что в карбюраторах многих стационарных двигателей установлены дополнительные фильтры. Их тоже необходимо менять. Обычно они устанавливаются за подводящим штуцером (т.е. большая гайка штуцера, как правило, выполняет роль корпуса фильтра). Фильтры бывают бумажными, пластиковыми и бронзовыми (с микропорами). Пластиковые иногда достаточно промыть, бумажные лучше поменять, а бронзовые сменить лучше без раздумий - если в топливопроводе присутствовала вода, бронзовый фильтр зимой будет окисляться, в результате микропоры будут перекрыты. Произведите запуск двигателя (с подключенной пресной водой или антифризом), опресните двигатель.
Теперь необходимо позаботиться о смазке цилиндров и клапанов двигателя, которые, благодаря маслосъемным кольцам, остаются сухими. Поступить можно двумя способами.
Первый - вывернуть свечи зажигания (делать это нужно аккуратно, из-за близости коллекторов свечной ключ входит очень плотно, при перекосе ключа свечи часто ломаются), залить несколько см3 масла в каждую и провернуть двигатель несколько раз.
Второй способ можно рекомендовать только уверенным и подготовленным механикам. Развести бензино-масляную смесь (50 на 50), на холостых оборотах подавать ее тонкой струйкой в диффузор карбюратора, пока мотор не заглохнет (обычно хватает граммов 100-200). При этом нужно иметь ввиду, что эта операция крайне опасна для двигателя с неисправной системой зажигания, либо с неправильно выставленным опережением зажигания. Это грозит самовоспламенением двигателя.
Далее из двигателя сливается вода. Если двигатель имеет одноконтурную систему охлаждения, вода сливается с коллекторов, рубашки двигателя (с двух сторон), со шланга подачи воды (на масляный холодильник или на помпу забортной воды).
Если на двигателе установлена навесная помпа забортной воды, снимите крыльчатку помпы охлаждения. Проверните коленчатый вал двигателя (два три оборота).
Проверьте состояние клиновых приводных ремней.
Затем обслуживается угловая колонка.
Меняется масло (используйте масло, специально предназначенное для угловых колонок): старое сливается по возможности теплым (после запуска двигателя), а новое заливается насосом через нижнюю пробку до уровня верхней пробки. Если на вашей угловой колонке Alpha внутри установлена крыльчатка (наиболее частый вариант) - раз в два-три года меняйте ее (это необходимо делать до заливки масла, поскольку верхний и нижний редукторы колонки имеют общую масляную систему). Если на вашем двигателе установлен расходной бачек для масла угловой колонки - проверьте уровень. Проверьте состояние гофр-уплотнителей привода (при старении резины появляются глубокие трещины - смотреть нужно при поднятой угловой колонки). Прошприцуйте транцевый узел. Раз в два года проверьте состояние крестовин и подшипника транцевого узла (для этого потребуется снять угловую колонку). Все аноды коррозионной защиты меняйте осенью.
Проверьте уровень и состояние масла в гидроусилителе руля, а также в насосе гидравлики угловой колонки. При необходимости долейте масло или замените его.
Если на вашем катере установлен электрогенератор, законсервируйте его так же, как и основной двигатель. Внимание! Не заливайте в дизельные двигатели масло для консервации цилиндров и не подавайте его во впускной тракт.
Аккумуляторы (кислотные стартерные и энергообеспечения) хранить желательно заряженными. Щелочные батареи для инвертора также желательно зарядить, хотя они менее требовательны к степени разрядки. Из водяной системы вода сливается со всех низких точек.
Если на катере установлен электрический насос пресной воды, можно им откачать всю воду и далее продуть водопровод воздухом. После продувки откройте краны смесителей, если есть пробки слива воды, откройте их, на подогревателе воды откройте клапаны.
Если на катере имеется душ в санузле, посмотрите, как организован сброс воды из душа. Обычно для этого установлена автоматическая откачивающая помпа в отдельном водосборном контейнере. Если помпа есть, необходимо слить воду из контейнера (сама помпа полностью воду не откачивает).
Для консервации фекальной системы необходимо залить в унитаз антифриз (по возможности специальный) и прокачать систему. Если на катере установлен фекальный бак, осушите его. Фильтр фекального бака (вентиляции) меняется весной.
Если у вас есть подозрения, что во время эксплуатации катера в топливные баки могла попасть вода, по возможности осушите баки. Все вышесказанное написано для тех, у кого нет рядом хорошего сервиса. Либо если, по вашему мнению, этот сервис недостаточно хорош.
Всем остальным советуем обратиться в сервис. Хотя бы потому, что список работ здесь дан с тем расчетом, что вы не имеете специального оборудования, которое имеют специалисты. Например, в сервисе замерят давление, которое держат сальники угловой колонки. В результате чего будет понятно, стоит ли производить "переборку" колонки.
Качественно обслуживая катер, можно значительно продлить его жизнь. В конечном счете, забота о катере - это забота не о чем то отстраненном, это забота о себе любимом, о собственной безопасности.
Судоходство на Днепре и Днестре существовало еще в античные времена. В эпоху раннего средневековья по Днепру проходил первый в Европе трансконтинентальный транспортный коридор - путь «из варяг в греки», связывавший страны Европы с ближневосточным регионом.
Удачное географическое расположение Украины позволяет развивать не только внутреннее, но и международное судоходство. Учитывая относительную дешевизну перевозок водным транспортом, эта отрасль считается одной из наиболее прибыльных. Она стремительно развивается в Западной Европе, но в Украине, к сожалению, продвигается более медленными темпами.
Конечно, в первую очередь необходимо начинать с себя! Школа судоводителей. Каждый из нас соблюдая правила и бережно относясь к водным ресурсам, которыми богата Украина, вносит на первый взгляд невидимый, но по своей сути неоценимый вклад в развитие судоходства и судовождения в нашей стране!!!
Все в наших руках!!!!!!
04086 Украина, г. Киев, ул. Ольжича, 14-Б
(096) 929-80-91
(096) 929-80-91